/>
  • Особый мир

  • Синдром любви











Информационно-правовой справочник

Родители являются законными представителями своих несовершеннолетних детей. На них лежит огромная ответственность по воспитанию, обучению и развитию ребенка. У родителей детей-инвалидов груз ответственности ещё больше, так как ребенок с ограниченными возможностями нуждается в большей поддержке, защите со стороны взрослых. Семье, воспитывающей ребенка-инвалида, важно знать какую поддержку может оказать государство в вопросах его воспитания, развития, обучения и реабилитации.

В настоящем справочнике мы разместили основные права и льготы, меры государственной поддержки, предоставляемые ребенку-инвалиду и его семье. Кроме этого в справочнике Вы сможете найти пояснения и рекомендации о формах обращения в инстанции за защитой прав своего ребенка. Мы надеемся, что этот справочник станет настоящим гидом в сопровождении и помощи Вашему ребенку.

1. Понятие инвалидности

Понятие «инвалид», закрепляется в Статье 1 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Инвалидом признается лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

В свою очередь, ограничение жизнедеятельности – это полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью. В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория «ребенок-инвалид». Таким образом, понятия «инвалид» — это обобщенное понятие, которое включает в себя понятие «ребенок-инвалид». Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Правила признания лица инвалидом устанавливаются Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 № 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом». И для того, чтобы ребенка признали инвалидом, необходимо пройти медико-социальную экспертизу (далее МСЭ). Направление на прохождение МСЭ можно получить в лечебно – профилактическом учреждении по месту жительства (больница, поликлиника), в пенсионном фонде, либо через органы социальной защиты. Категория ребенок-инвалид устанавливается на 1 или 2 года либо до достижения 18 лет. В случае выявления невозможности устранения или уменьшения в ходе осуществления реабилитационных мероприятий степени ограничения жизнедеятельности гражданина (ребенка), вызванного стойкими необратимыми морфологическими изменениями, дефектами и нарушениями функций органов и систем организма статус ребенка-инвалида устанавливается до достижения им 18 лет. При этоминвалидность устанавливается до 18 лет не позднее 4 лет после первичного признания инвалидом. Кроме этого есть перечень заболеваний, дефектов, необратимых морфологических изменений, нарушений функций органов и систем организма, при которых инвалидность ребенку должна быть установлена до 18 лет не позднее 2 лет после первичного установления категории «ребенок-инвалид». Указанный перечень заболеваний, дефектов, необратимых морфологических изменений, нарушений функций органов и систем организма внесены в Правила признания лица инвалидом, Постановлением Правительства от 07.04.2008 № 247.

На основании этих Правил, условиями признания гражданина инвалидом являются:

а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;

б) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью);

в) необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию. Право на реабилитацию как одно из главных прав и мер социальной защиты закреплено Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»

2. Реабилитация ребенка–инвалида

Реабилитация инвалидов (ребенка-инвалида) — система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Реабилитация инвалидов направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма. Цель реабилитации

— социальная адаптация инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество. Необходимые для ребенка реабилитационные мероприятия заносятся в его индивидуальную программу реабилитации (далее ИПР). ИПР разрабатывается специалистами бюро, проводившими медико-социальную экспертизу после признания ребенка инвалидом.

Приказом Министерства здравоохранения и социальногоразвития от 4 августа 2008 г. № 379н разработана форма индивидуальной программы реабилитации для ребенка-инвалида.

В ИПР ребенка-инвалида включены:

1. Мероприятия медицинской реабилитации, в том числе: реконструктивная хирургия, восстановительная терапия, санаторно-курортное лечение, протезирование и ортезирование.

2. Мероприятия психолого-педагогической реабилитации:

— получение дошкольного воспитания и обучения, где указывается тип дошкольного образовательного учреждения;

— получение общего образования: тип школьного образовательного учреждения, форма (очная, заочная, очно-заочная (вечерняя), семейное образование, самообразование, экстернат) и условия (в общеобразовательном учреждении, на дому, в лечебном учреждении) получения общего образования, а также учебная нагрузка в день (в часах) и объем изучаемого материала (указывается в процентах от объема учебной программы);

— получение профессионального образования, где даютсярекомендации по профессии,типу образовательного учреждения,и форме получения образования;

— рекомендации о противопоказанных и доступных условияхи видах труда;

— проведение психолого-педагогической коррекции.

3. Мероприятия социальной реабилитации:

— социально-средовая реабилитации;

— социально-педагогическая реабилитация;

— социально-психологическая реабилитация;

— социокультурная реабилитация;

— социально-бытовая адаптация;

— физкультурно-оздоровительные мероприятия и спорт.

4. Технические средства реабилитации и услуги по реабилитации(ТСР)

Индивидуальная программа реабилитации инвалида (ребенка-инвалида) является обязательной для исполнения соответствующимиорганами государственной власти, органами местногосамоуправления, а также всеми организациями.

Индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалидаможет быть разработана на 1 год, 2 года и до достижениявозраста 18 лет. При необходимости внесения дополнений илиизменений в индивидуальную программу реабилитации ребенка-инвалида оформляется новое направление на медико-социальнуюэкспертизу и составляется новая индивидуальнаяпрограмма реабилитации. При обращении в соответствующиеорганы за направлением на медико-социальную экспертизу,необходимо указать, что медико-социальная экспертизанужна только для составления индивидуальной программы реабилитации (это должно быть отражено в направлении!).

Объем реабилитационных мероприятий, предусмотренныхиндивидуальной программой реабилитации ребенка-инвалида,не может быть меньше установленного федеральным перечнемреабилитационных мероприятий, технических средствреабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду.

При этом все реабилитационные мероприятия, техническиесредства реабилитации и услуги, входящие в Федеральныйперечень, утвержденный распоряжением ПравительстваРоссийской Федерации от 30 декабря 2005 г. № 2347-р, предоставляетсяребенку-инвалиду бесплатно.

Если предусмотренное индивидуальной программой реабилитациитехническое средство реабилитации либо услуга, входящиев Федеральный перечень, не могут быть предоставленыребенку или если родители ребенка-инвалида приобрелисоответствующее средство либо оплатили услугу за собственныйсчет, то им выплачивается компенсация в размере стоимоститехнического средства реабилитации, услуги, которыедолжны быть предоставлены инвалиду (ребенку-инвалиду).

Каждое реабилитационное мероприятие, предоставляетсясоответствующими учреждениями.

Например, мероприятия медицинской реабилитации предоставляютсямедицинскими учреждениями (поликлиниками,больницами, специальными медицинскими центрами и т.п.).Мероприятия психолого-педагогической реабилитации оказываютсяобразовательными учреждениями. И в индивидуальнойпрограмме реабилитации должно быть указано конкретноеобразовательное учреждение, оказывающее помощь ребенку.

При составлении индивидуальной программы реабилитации,у каждого, реабилитационного мероприятия, необходимогодля ребенка, указывается конкретный исполнитель.

Иные реабилитационные мероприятия:

— бесплатное занятие с логопедом без возрастных ограничений(Приказ Министерства здравоохранения РФ от 28.12.1998г.«О специализированной помощи больным при нарушенияхречи и других высших психических функций»);

— предоставление услуг по сурдопереводу за счет средствфедерального бюджета. Инвалиду, по его письменному заявлениюв Фонд социального страхования предоставляются услугипо сурдопереводу – 40 часов в год. (Постановление ПравительстваРФ от 25.09.2007 № 608 «Об утверждении правилпредоставления инвалидам услуг по сурдопереводу за счет средств федерального бюджета»).

3. Право на образование

Право на образование – это Конституционное право каждого ребенка, независимо от социального положения и состояния здоровья. Следовательно, лишить ребенка этого права не могут ни родители, ни органы государственной власти, ни тем более какие-либо учреждения. Более того, ст. 18 Закона «О социально защите инвалидов в Российской Федерации», закрепляет,что образовательные учреждения совместно с органами социальной защиты населения и органами здравоохранения обеспечивают дошкольное, внешкольное воспитание и образование детей-инвалидов, получение инвалидами среднего общего образования, среднего профессионального и высшего профессионального образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Вышеуказанные учреждения предоставляют необходимые реабилитационные меры и создают условия детям-инвалидам дошкольного возраста для пребывания в детских дошкольных учреждениях общего типа. А для детей-инвалидов, состояние здоровья которых исключает возможность их пребывания в детских дошкольных учреждениях общего типа, создают специальные дошкольные учреждения. При этом  ч. 10, ст. 50 Закона «Об образовании», предусмотрено, что направление детей в специальные(коррекционные) образовательные учреждения осуществляется только с согласия родителей (законных представителей)по заключению психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК). Для родителей заключение ПМПК носит рекомендательный характер.

Дети с ограниченными возможностями здоровья посещаютгосударственные и муниципальные образовательные учреждения,в том числе дошкольные бесплатно.

При невозможности осуществлять воспитание и обучениедетей-инвалидов в общих или специальных дошкольных иобщеобразовательных учреждениях, органы управления образованиеми образовательные учреждения обеспечивают с согласия родителей обучение детей-инвалидов по полной общеобразовательной или индивидуальной программе на дому.

Порядок воспитания и обучения детей-инвалидов на домуустановлен Постановлением Правительства РФ от 18.07.96 №861.

Родителям (законным представителям), осуществляющимвоспитание и обучение детей-инвалидов на дому самостоятельно,выплачивается компенсация, размер которой устанавливаетсярегиональным законодательством.

Кроме этого Законом «Об образовании», предусмотреноосвоение образовательных программ в следующих формах: вобразовательном учреждении — в форме очной, очно-заочной(вечерней), заочной; в форме семейного образования, самообразования,экстерната. Допускается сочетание различных формполучения образования.Указом Президента от 02.10.1992г. № 1157 установлено первоочередноеправо детей-инвалидов на обеспечение местамив детских дошкольных, лечебно-профилактических и оздоровительныхучреждениях.

4. Государственные социальные услуги и социальная помощь

В соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», государствогарантирует предоставление социальной помощи ввиде набора социальных услуг.

В состав предоставляемой социальной помощи включается:

1) дополнительная бесплатная медицинская помощь(1), в томчисле предусматривающая обеспечение в соответствии со стандартамимедицинской помощи по рецептам врача (фельдшера)необходимыми лекарственными средствами, изделиямимедицинского назначения, а также специализированными продуктамилечебного питания для детей-инвалидов;

2) предоставление при наличии медицинских показанийпутевки на санаторно-курортное лечение;

_____________________________________________________________________________

(1)Дополнительная бесплатная медицинская помощь, предоставляется детям-инвалидам

как набор социальных услуг и предоставляется за счет средств ежемесячной денежной выплаты. Кроме этого оказание, медицинской помощи для детей-инвалидов осуществляется в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

_____________________________________________________________________________

3) бесплатный проезд на пригородном железнодорожномтранспорте, а также на междугородном транспорте к месту леченияи обратно.

При предоставлении набора социальных услуг ребенок-инвалидимеет право на получение второй путевки на санаторно-курортное лечение и на бесплатный проезд к месту леченияи обратно для сопровождающего его лица. При этом сопровождающимлицом может быть как родитель, так и любоедругое лицо, которому родитель доверяет. Таким образом,Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ на одногоребенка-инвалида гарантирует две путевки на санаторно-курортноелечение, а также два специальных талона на правобесплатного получения проездных документов.

Порядок предоставления набора социальных услуг, утвержденПриказом Минздравсоцразвития РФ от 29.12.2004 № 328.Набор социальных услуг, предоставляется за счет средств ежемесячнойденежной выплаты (ЕДВ) с даты её назначения.Родители (законные представители) ребёнка-инвалида могутотказаться от набора социальных услуг, обратившись с заявлениемв территориальный орган Пенсионного фонда РоссийскойФедерации. При этом можно отказаться на будущий годот части набора социальных услуг (от дополнительной бесплатноймедицинской помощи и санаторно-курортного леченияили от бесплатного проезда к месту лечения и обратно),написав заявление до 1 октября текущего года.

Перечень лекарственных средств, отпускаемых по рецептамврача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатноймедицинской помощи, утвержден Приказом МинздравсоцразвитияРФ от 18.09.2006 № 665.

В Перечень изделий медицинского назначения, входит: иглыинсулиновые, тест-полоски для определения содержания глюкозыв крови, Шприц-ручка. Специализированные продуктылечебного питания предоставляются для детей-инвалидов, страдающихфенилкетонурией – питание без фенилаланина, длядетей страдающих галактоземией — продукты лечебного питаниябез лактозы и галактозы; специализированные продуктылечебного питания, без глютена, для детей-инвалидов, страдающихцелиакией.

Перечень санаторно-курортных учреждений, в которые предоставляютсяпутевки на санаторно-курортное лечение, утвержденПриказом Минздравсоцразвития РФ от 25.01.2008 № 33н.

5. Бесплатное социальное обслуживание

Социальное обслуживание представляет собой деятельностьсоциальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических,социально-правовых услуг и материальной помощи,проведению социальной адаптации и реабилитации граждан.

В соответствии с ст. 16 ФЗ от 10.12.1995 г. № 195 ФЗ «Обосновах социального обслуживания населения в РоссийскойФедерации», детям-инвалидам, предоставляется бесплатноесоциальное обслуживание в государственной системе социальныхслужб в объемах, определенных государственными стандартамисоциального обслуживания. Государственные стандартысоциального обслуживания, их объем устанавливаются ифинансируются самостоятельно каждым регионом.

6. Пособия для ребенка-инвалида и его семьи

Материальное обеспечение инвалидов включает в себя денежныевыплаты по различным основаниям (пенсии, пособия,страховые выплаты при страховании риска нарушенияздоровья, выплаты в счет возмещения вреда, причиненногоздоровью, и другие выплаты), компенсации в случаях, установленныхзаконодательством Российской Федерации.

Ребенку-инвалиду выплачивается:

— пенсия, в соответствии со ст. 11 Федерального закона «Огосударственном пенсионом обеспечении»;

— ежемесячная денежная выплата — ст. 28.1 ФЗ «О социальнойзащите инвалидов».

Семье, воспитывающей ребенка-инвалида, предоставляется:

— единовременная денежная выплата при рождении ребенка– ст. 11 Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ «Огосударственных пособиях гражданам, имеющим детей»;

— ежемесячное пособие по уходу за ребенком — ст. 13 Федеральногозакона от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственныхпособиях гражданам, имеющим детей»;

— ежемесячная денежная компенсация для обеспечения полноценнымпитанием – Постановление Правительства РФ от13.08.1997г. № 1005, размер пособия устанавливается субъектомРФ;

— ежемесячные компенсационные выплаты неработающимтрудоспособным лицам, осуществляющим уход за ребенком-инвалидом,размер которых установлен Указом ПрезидентаРФ от 13.05.2008г. № 774.

7. Права и льготы,предоставляемыесемьеребенка-инвалида

            Право на 4 дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц для ухода за ребенком-инвалидом (ст. 262 Трудового Кодекса РФ). Одному из родителей (опекуну, попечителю)для ухода за детьми-инвалидами предоставляются четыре дополнительныхоплачиваемых выходных дня в месяц. Дополнительныевыходные дни могут быть использованы одним изродителей (опекуном, попечителем), либо разделены ими междусобой по своему усмотрению. Для получения дополнительноговыходного дня необходимо письменно обратиться к работодателюс заявлением. Выходные дни предоставляются ежемесячно,при этом они не переносятся и не суммируются.

Право на дополнительный неоплачиваемый отпуск (ст. 263Трудового кодекса). Работнику, имеющему ребенка-инвалидав возрасте до восемнадцати лет, коллективным договором могутустанавливаться ежегодные дополнительные отпуска безсохранения заработной платы в удобное для них время. Продолжительностьдополнительного неоплачиваемого составляетдо 14 календарных дней.

Право на досрочное назначение трудовой пенсии.

Досрочная трудовая пенсия назначается одному из родителейинвалида с детства, воспитавшему его до достижения имивозраста 8 лет. Мужчины имеют право выйти досрочно напенсию по достижении возраста 55 лет, а женщины по достижениивозраста 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственноне менее 20 и 15 лет (ст. 28 ФЗ от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».)

Право на включение в страховой стаж периода ухода за ребенком-инвалидом до достижения им 18 лет. Данный периодвключается в страховой стаж в том случае, если этому периодупредшествовали или за ним следовали периоды работы, за который уплачивались страховые взносы (ст. 11 ФЗ от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»).

Право на неполное рабочее время. Работодатель обязанустанавливать неполный рабочий день (смену) или неполнуюрабочую неделю по просьбе одного из родителей (опекуна,попечителя), имеющего ребенка-инвалида. При работе на условияхнеполного рабочего времени оплата труда работникапроизводится пропорционально отработанному им времениили в зависимости от выполненного им объема работ. Работана условиях неполного рабочего времени не влечет для работниковкаких-либо ограничений продолжительности ежегодногоосновного оплачиваемого отпуска, исчисления трудового

стажа и других трудовых прав (ст. 93 ТК РФ).

Направление в служебные командировки, привлечение ксверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочиепраздничные дни работников, имеющих детей-инвалидов, допускается только с их письменного согласия (ст. 259ТК РФ).

Льготы на оплату жилья. Семьям, имеющим детей-инвалидов,предоставляется скидка не ниже 50 процентов на оплатужилого помещения (в домах государственного или муниципальногожилищного фонда) и оплату коммунальных услуг(независимо от принадлежности жилищного фонда), а в жилыхдомах, не имеющих центрального отопления, — на стоимостьтоплива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению (ст. 17 ФЗ «О социальной защитеинвалидов в РФ»).

Право на получение земельных участков. Семьям, имеющимдетей- инвалидов, предоставляется первоочередное право на получение земельных участков для индивидуальногожилищного строительства ведения подсобного и дачного хозяйства (ст. 17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ»).

Налоговые льготы — удвоенный стандартный налоговыйвычет для родителей-детей инвалидов (ст. 218 Налоговогокодекса). При определении размера налоговой базы налогоплательщик имеет право на получение стандартных налоговых вычетов, в размере 1 000 рублей за каждый месяц налоговогопериода на каждого ребенка у налогоплательщиков, наобеспечении которых находится ребенок и которые являютсяродителями или супругом (супругой) родителя. Налоговыйвычет удваивается в случае, если ребенок в возрасте до 18 летявляется ребенком-инвалидом, а также в случае, если учащийсяочной формы обучения, аспирант, ординатор, студент в возрастедо 24 лет является инвалидом I или II группы.

Для быстрого нахождения необходимой Вам льготы, представляемВашему вниманию табличный вариант указаннойвыше информации.

п/п Права, пособия, льготы Нормативный акт
1. Реабилитация инвалидов
  Право на реабилитацию Статья 9 ФЗ от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
  Бесплатное предоставление реабилитационных мероприятий, а также технических средств реабилитации и услуг, предусмотренных индивидуальной программой реабилитации, предоставление слуховых аппаратов. утверждении порядка обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями.  Федеральный перечень реабилитационных мероприятий технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду бесплатно, утв. распоряжением Правительства от 30.12.2005г.   Постановление Правительства РФ слуховых аппаратов. РФ от 7 апреля 2008 г. № 240
  Право на восстановительную терапию, реконструктивную хирургию, санаторно-курортное лечение, протезированияи ортезирования Приказ Минздравсоцразвития РФ от 29.12.2004 № 328 «Об утверждении порядка предоставления набора социальных услуготдельным категориям граждан».
  Оказание квалифицированной медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи ст.1 ФЗ от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов»   Постановление Правительства РФ от 05.12.2008 №913 «О программе государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи»
  Предоставление услуг по сурдопереводу за счет средств федерального бюджета Постановление Правительства РФ от 25.09.2007 №608 «Об утверждении правил предоставления инвалидам услуг по сурдопереводу за счет средств федерального бюджета»
  Право на бесплатное занятие с логопедом без возрастных ограничений Приказ Министерства здравоохранения РФ от 28.12.1998г. «О специализированной помощи больным при нарушениях речи и других высших психических функций»
2. Право на образование
  Право на образование независимо от состояния здоровья   ст. 43 Конституции РФ; ст. 5 закона РФ «Об образовании»; ст. 18 ФЗ от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов»
  Право на первоочередное обеспечение местами в детских дошкольных, лечебно-профилактических и оздоровительных учреждениях Указ Президента РФ от 2.10.1992 № 1157 «О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов»
  Дети-инвалиды бесплатно посещают детские образовательные учреждения ст. 52.1 Закона «Об образовании»
  Право бесплатно получать общее образование ст. 19 ФЗ от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» ст. 50 Закона «Об образовании»
  Для детей с ограниченными возможностями здоровья создаются специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы), обеспечивающие их лечение, воспитание и обучение, социальную адаптацию и интеграцию в общество. ч. 10, ст. 50 Закона  «Об образовании»
  Направление детей-инвалидов в специальные (коррекционные) образовательные учреждения осуществляется только с согласия родителей (законных представителей) по заключению психолого-медико-педагогической комиссии. ч. 10, ст. 50 Закона  «Об образовании»
  Обеспечение учащихся детей- инвалидов бесплатно или на льготных условиях специальными учебными пособиями и литературой, а также возможности пользования услугами сурдопереводчиков   ст. 19 ФЗ от 24.11.1995 № 181-ФЗ  «О социальной защите инвалидов в РФ»
  Компенсация затрат родителей на обучение ребенка- инвалида на дому, при невозможности осуществлять воспитание и обучение детей-инвалидов в общих или специальных дошкольных и общеобразовательных учреждениях». ч. 4 ст. 18 ФЗ от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ»; Постановление Правительства РФ от 18.07.96 № 861 «Об утверждении порядка воспитания и обучения детей- инвалидов на дому и в негосударственных учреждениях»
4. Государственные социальные услуги и социальная помощь
  Право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальныхуслуг за счет средств ежемесячной денежной выплаты ст. 6.2 ФЗ от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»;  ч. 7 ст. 28.1. ФЗ от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ»
  Дополнительная бесплатная медицинская помощь ФЗ от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»; Приказ Минздравсоцразвития РФ от 29.12.2004 № 328 «Об утверждении порядка предоставлениянабора социальных услуг отдельным категориям граждан»
  Бесплатное предоставление необходимых лекарственных средств по рецептам врача Приказ Минздравсоцразвития РФот 18.09.2006 № 665 «Об утверждении Перечня лекарственных средств, отпускаемых по рецептамврача (фельдшера) при оказаниидополнительной бесплатной медицинскойпомощи отдельным категориямграждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи»
  Обеспечение изделиями медицинского назначения, также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов Приказ Минздравсоцразвития РФ от 09.01.2007 № 1 «Об утвержадении Перечня изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, отпускаемыхпо рецептам врача(фельдшера) при оказании дополнительнойбесплатной медицинскойпомощи отдельным категориямграждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи»
  Предоставление при наличии медицинских показаний и записи в индивидуальной программе реабилитации путевки на санаторно-курортное лечение Приказ Минздравсоцразвития РФ от 25.01.2008 № 33н «Об утверждении Перечня санаторно-курортных учреждений, в которые предоставляются путевки на санаторно-курортное лечение граждан,имеющих право на получение государственной социальной помощи»
  Бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно ФЗ от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»; Приказ Минздравсоцразвития РФот 29.12.2004 № 328 «Об утверждении порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан».
  Дети-инвалиды имеют право на получение второй путевки на санаторно-курортное лечение и на бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно для сопровождающего их лица ФЗ от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»; Приказ Минздравсоцразвития РФот 29.12.2004 № 328 «Об утверждении порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан»
  Право на первоочередное обеспечение местами в лечебно- профилактических и оздоровительных учреждениях Указ Президента РФ от 2.10.1992 № 1157 «О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов»
5. Социальное обслуживание
  Право на бесплатное социальное обслуживание для детей-инвалидов ФЗ от 02.08.1995 г. № 122-ФЗ «О социальном обслуживанииграждан пожилого возраста и инвалидов»; ст. 16 ФЗ от 10.12.1995 № 195 ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»
6. Пособия для ребенка-инвалида и его семьи
  Социальная пенсия ст. 11 ФЗ «О государственном пенсионномобеспечении в РФ» от 15.12.2001 № 166
  Ежемесячная денежная выплата ст. 28.1 ФЗ от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов».
  Пособие для трудоспособного неработающего лица, осуществляющего уход за ребенком-инвалидом Указ Президента РФ от 13.05.2008г. № 774
  Единовременная денежная выплата при рождении ребенка   ст. 11 Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам,имеющим детей»
  Ежемесячная денежная компенсация для обеспеченияполноценным питанием Постановление Правительства РФ от 13.08.1997г. № 1005, размерпособия устанавливается субъектом РФ.
  Ежемесячное пособие по уходу за ребенком, до 1,5 лет ст. 13 Федерального закона от19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам,имеющим детей»
7. Права и льготы, предоставляемые семье ребенка-инвалида
  Право на 4 дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц для ухода за ребенком- инвалидом ст. 262 Трудового Кодекса РФ
  Право на дополнительный неоплачиваемый отпуск ст. 263 Трудового Кодекса
  Право на досрочное назначение трудовой пенсии ст. 28 ФЗ от 17.12.2001 № 173-ФЗ«О трудовых пенсиях в Российской Федерации»
  Право на включение в страховой стаж периода ухода за ребенком-инвалидом до достижения им 18 лет ст. 11 ФЗ от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»
  Право на неполное рабочее время ст. 93 Трудового Кодекса РФ
  Трудовые гарантии ст. 259 Трудового Кодекса РФ
  Льготы на оплату жилья ст. 17 ФЗ от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ»
  Право на получение земельных участков   ст. 17 ФЗ от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ»
  Налоговые льготы — удвоенный стандартный налоговый вычет для родителей детей-инвалидов ст. 218 Налогового кодекса

Пояснения и рекомендации о формах обращения в органы государственной власти

Очень часто приходиться слышать, от родителей приходящихна консультацию, что та или иная услуга им не предоставляется,то или иное их право не реализовано. Почему этопроисходит – либо родитель не обращался за реализацией своегоправа на получение гарантированных ему мер социальнойподдержки или же обращался не в те инстанции.

Для реализации Вашего права или права Вашего ребенка,чиновник, служащий должен произвести те или иные действия,например при реализации права на дошкольное образованиеребенка, органы образования должны зачислить ребенкав тот или иной детский садик. Поэтому очень важносначала заявить о своем желании реализовать свое право. Конечно,бывают случаи упорства местных чиновников не желающихвыполнять нормы закона, и здесь уже необходимо обжаловатьих действия.

Обращение может быть устным или письменным. Устногражданин может обратиться на личном приеме в государственныхорганах, органах местного самоуправления, который проводитьсяруководителями данных органов или уполномоченнымина то лицами. Содержание устного обращения заноситьсяв карточку личного приема. На устное обращение дается письменныйответ по существу поставленных в обращении вопросов.И только в случае, если изложенные в устном обращениифакты и обстоятельства являются очевидными и не требуютдополнительной поверки, ответ на обращение с согласия гражданинаможет быть дан устно в ходе личного приема. Приэтом делается запись в карточке личного приема, об устномответе.

Обратиться в органы власти можно и письменно, в том числеи на личном приеме. И здесь важно грамотно составить своеобращение, заявление.

Существуют определенные требования к письменному обращению.В обращении (заявлении) в обязательном порядкеуказывается адресат, т.е. кому Вы обращаетесь. Необходимоуказать либо наименование государственного органа или органаместного самоуправления, либо фамилию, имя, отчество соответствующегодолжностного лица. Так же указываете свои данные:фамилию, имя, отчество, адрес проживания. В случае, еслив письменном обращении не указаны фамилия гражданина,направившего обращение, и почтовый адрес, по которому долженбыть отправлен ответ, ответ на обращение не дается.

Указав все данные, начните формулировать суть заявления:просьбу о содействии в реализации прав. В случае необходимостиподтверждения своих доводов приложите к обращениюдокументы и материалы либо их копии.

После изложения сути обращения ставиться дата и подпись.

Обращение пишется в двух экземплярах: один экземплярпередается секретарю или другому уполномоченному лицу, этотэкземпляр остается у того, кому адресовано обращение. Навтором экземпляре, который остается у гражданина, секретарьставит входящий номер, дату получении и подпись с расшифровкой.

Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращенийграждан Российской Федерации» от 02.05.2006 № 59-ФЗустановлен 30-дневный срок рассмотрения письменного обращения.В исключительных случаях, а также в случая необходимостисделать запрос в иные органы государственной властии органы местного самоуправления, срок рассмотрения обращенияможет быть продлен не более чем на 30 дней, приэтом заявитель должен быть уведомлен о продлении срока.

В случае получения отказа на ваше обращение, или не полученияответа, необходимо обратиться с жалобой в вышестоящийорган в порядке подчиненности или в суд.

Требование к составлению жалобы, аналогичны требованиям,предъявляемым к составлению заявления (обращения).

Решение органа государственной власти, местного самоуправленияили должностного лица можно также обжаловать всудебном порядке. Гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев, со дня когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Следует сказать, что пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления.Причины пропуска выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления. Заявление рассматривается судом в течение десяти дней.