/>
  • Особый мир

  • Синдром любви











Тренинг :» Жестокого обращения в семье».

Главная Форумы Форум Тренинг :» Жестокого обращения в семье».

  • Эта тема пуста.
Просмотр 15 сообщений - с 1 по 15 (из 330 всего)
  • Автор
    Сообщения
  • #1331 Ответить
    Оксана Бабина
    Гость

    Цель: повышение педагогической компетентности родителей.
    Задачи: уточнить представления об уровнях жестокого обращения и их последствиях в развитии ребенка;
    формировать умение анализировать поведение ребенка в зависимости от опыта травмирующего общения в семье;
    понимать возможные реакции ребенка на потери, пережитые в прошлом.
    1. Знакомство. Упр. «Паутинка»
    Участники встают в круг. Ведущий держит клубок ниток, называет свое имя, бросает клубок любому участнику. Затем клубок бросает тот, кто его получил, и т.д. Ведущий: «Посмотрите на эти нити, которые только что нас связали. Обычно мы их не видим, но они существуют. Пусть и в жизни нас всегда связывают нити теплых, добрых слов и чувств.»
    2. Мини-лекция «Уровни жестокого обращения»
    I. Пренебрежение нуждами ребенка (моральная жестокость) – отсутствие со стороны родителей или лиц, их заменяющих, элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию.
    Что может служить причиной неудовлетворения основных потребностей ребенка?
    — отсутствие адекватного возрасту и потребностям ребенка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи, включая отказ от его лечения;
    — отсутствие должного внимания или заботы, в результате чего ребенок может стать жертвой несчастного случая;
    — нанесение повреждений, вовлечение в употребление алкоголя, наркотиков, а также в совершение правонарушений.
    Недостаток заботы о ребенке может быть и непредумышленным. Он может быть следствием болезни, бедности, неопытности родителей или их невежества, следствием стихийных бедствий и социальных потрясений.
    Заброшенными могут оказаться дети, проживающие не только в семье, но и находящиеся на государственном попечении.

    Особенности психического состояния и поведения ребенка, позволяющие заподозрить пренебрежительное отношение к нему:
    -постоянный голод и/или жажда;
    -кража пищи;
    — стремление любыми способами привлечь к себе внимание взрослых;
    -требование ласки и внимания;
    -пассивность, подавленное настроение;
    -агрессивность и импульсивность;
    -деликвентное (антиобщественное) поведение, вплоть до вандализма;
    -неумение общаться с людьми, дружить;
    -трудности в обучении, низкая успеваемость, недостаток знаний;
    -низкая самооценка.
    II. Психическое (эмоциональное) насилие – периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие родителей и других взрослых на ребенка, приводящее к формированию у него патологических черт характера или тормозящее развитие личности.
    К этой форме насилия относятся:
    -открытое неприятие и постоянная критика ребенка;
    -оскорбление и унижение его достоинства;
    — угрозы в адрес ребенка, проявляющиеся в словесной форме без физического насилия;
    -преднамеренная физическая или социальная изоляция ребенка;
    — предъявление к нему чрезмерных требований, не соответствующих возрасту или возможностям;
    -ложь и невыполнение взрослыми обещаний;
    — однократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму.

    Особенности поведения ребенка, позволяющие заподозрить психическое насилие:
    -беспокойство или тревожность;
    -нарушение сна;
    -длительно сохраняющееся подавленное состояние;
    -агрессивность;
    -склонность к уединению;
    -чрезмерная уступчивость, заискивающе, угодливое поведение;
    -угрозы или попытки самоубийства;
    -неумение общаться, налаживать отношения с другими людьми, включая сверстников;
    -плохая успеваемость;
    -низкая самооценка;
    -нарушение аппетита.
    Особенности поведения взрослых, позволяющие заподозрить психическое насилие над детьми:
    -нежелание утешить ребенка, который, действительно, в этом нуждается;
    -оскорбление, брань, обвинение или публичное оскорбление ребенка;
    -постоянное сверхкритичное отношение к нему;
    -негативная характеристика ребенка;
    -отождествление ребенка с ненавистным или нелюбимым родственником;
    -перекладывание на него ответственности за свои неудачи;
    -открытое признание в нелюбви или ненависти к ребенку.
    III. Физическое насилие – преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку родителями или лицами, их заменяющими, либо ответственными за их воспитание. Эти повреждения могут привести к смерти, вызвать серьезные (требующие медицинской помощи) нарушения физического, психического здоровья или отставание в развитии. Физическое насилие можно распознать по особенностям внешнего вида и характеру травм.
    Особенности поведения родителей, позволяющие заподозрить жестокость по отношению к ребенку:
    -противоречивые, путаные объяснения причин травм у ребенка и нежелание внести ясность в происшедшее;
    -позднее обращение за медицинской помощью или инициатива обращения за помощью исходит от постороннего лица;
    -обвинение в травмах самого ребенка;
    — неадекватность реакций родителей на тяжесть повреждения, стремление к её преувеличению или преуменьшению;
    -отсутствие обеспокоенности за судьбу ребенка;
    -невнимание, отсутствие ласки и эмоциональной поддержки в обращении с ребенком;
    — обеспокоенность собственными проблемами, не относящимися к здоровью ребенка;
    -рассказы о том, как их наказывали в детстве;
    -признаки психических расстройств в поведении или проявлении патологических черт характера (агрессивность, возбуждение, неадекватность и др.).
    IV. Сексуальное насилие или развращение – вовлечение ребенка с его согласия или без такового, осознаваемое или неосознаваемое им в силу функциональной незрелости или других причин в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды. Таким образом, развращением считается не только собственно половой акт, но и широкий спектр других сексуальных действий.
    -сексуальная эксплуатация ребенка для порнографических целей или вовлечение в проституцию;
    — несоответствующие возрасту ребенка домогательства, демонстрация эротических материалов.
    Под сексуальным насилием подразумеваются случаи сексуальных действий между подростками, если они совершались с применением угрозы или физической силы, а также в том случае, если разница в возрасте насильника и жертвы составляет не менее 3-4лет.
    Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку ребенок:
    а) не обладает свободой воли, находясь в зависимости от взрослого;
    б)не может в полной мере предвидеть все негативные для себя последствия сексуальных действий.
    Последствия:
    Дети дошкольного возраста:
    -ночные кошмары;
    -страхи;
    регрессивное поведение (появление действий или поступков, характерных для младшего возраста);
    -несвойственные характеру сексуальные игры с самим собой, сверстниками или игрушками;
    -открытая мастурбация;
    -несвойственные возрасту знания о сексуальном поведении;
    -беспричинные нервно-психические расстройства.
    Дети младшего дошкольного возраста:
    -низкая успеваемость;
    -замкнутость, стремление к уединению;
    -изменение ролевого поведения (берет на себя функции родителя);
    -ухудшение взаимоотношений со сверстниками;
    -несвойственное возрасту сексуально окрашенное поведение;
    -стремление полностью закрыть тело одеждой, даже если в этом нет необходимости.
    Дети старшего школьного возраста, подростки:
    -депрессия;
    -побеги из дома или учреждений;
    -низкая самооценка;
    -угрозы или попытки самоубийства;
    -сексуализированное поведение;
    -употребление наркотиков или алкоголя;
    -проституция или беспорядочные половые связи;
    -жалобы на боли в животе.

    Факторы риска (обстоятельства, ситуации), способствующие жестокому обращению с детьми в семьях:
    — неполная или многодетная семья, а также та, в которой постоянно возникают конфликты между родителями;
    -наличие в семье больного алкоголизмом или наркоманией;
    -социальная изоляция семьи, специфические культурные или религиозные факторы;
    — стрессы, ставшие следствием безработицы, финансовых трудностей, смерти или потери близкого человека, супружеских конфликтов, чрезмерной занятости взрослых;
    — использование физического и психического насилия в качестве наказания;
    — юные родители (17 лет и моложе) с неадекватными родительскими навыками;
    — низкий уровень образования и недостаточный профессионализм родителей;
    — статус беженцев в результате межнациональных конфликтов;
    -психические заболевания (психоз, депрессия, умственная отсталость);
    -критические состояния (попытки суицида, нервные потрясения и др.);
    -недостаточный самоконтроль или импульсивность;
    -наличие в прошлом в семьях случаев жестокого обращения с детьми (родители в детстве сами подвергались жесткому обращению);
    -нежеланный ребенок;
    -наличие у ребенка физических и умственных недостатков;
    -низкая масса тела при рождении, недоношенность;
    -сходство с нелюбимым родственником;
    -нарушения в поведении ребенка, включая гиперактивность.
    Любой вид жестокого обращения с детьми (а чаще всего отмечается сочетание нескольких форм насилия) нарушает физическое и психическое здоровье ребенка, мешает его полноценному развитию. Как правило, причиной таких нарушений и отклонений служит насилие, переживаемое или пережитое много лет назад. Его последствия побуждают родителей или самих детей, ставших уже взрослыми, обращаться за помощью к специалистам.
    Однако сексуальное насилие и психическое (эмоциональнее) распознаются чрезвычайно трудно. Необходимо учитывать, что признаки, характерные для различных форм жестокого обращения с детьми, могут встречаться и при других состояниях или психических расстройствах. Поэтому при оценке каждого конкретного случая насилия над детьми следует рассматривать весь комплекс клинических симптомов, психических особенностей, социальных условий и обстоятельств, связанных с жестоким обращением.Каковы же общественные потери насилия над детьми? Это, прежде всего потери человеческих жизней вследствие нарушения их психического и физического здоровья, низкого образовательного и профессионального уровня, криминального поведения. Это потери в их лице родителей, способных воспитать здоровых в физическом и нравственном отношении детей. Наконец, это воспроизводство жестокости в обществе, поскольку бывшие жертвы сами часто cтановятся насильниками.

    3. Упр. «Ранжирование карточек»
    Участникам предлагается прочитать ситуации и расположить их в порядке возрастания сложности.
    Карточка «Оля»
    К Вам обратилась мама 11-летней Оли с жалобами на поведение дочери. По ее словам, девочка стала «отбиваться от рук», грубит, отказывается помогать, «съехала в учебе». В поисках причины Вы узнаете, что в семье авторитарный папа, имеющий «сложный характер». Со слов мамы, он довольно часто позволяет себе резкие высказывания в адрес дочери.
    Карточка «Максим»
    10-летний Максим уже год проживает в приемной семье. Наконец-то мальчишке повезло – его взяла под опеку благополучная и доброжелательная семейная пара. Но мальчик уже много повидал в жизни: сначала лишился родителей, т.к. они стали алкоголиками, затем немного жил у старенькой бабушки. Приемные родители обеспокоены строптивостью и несговорчивостью Максима. С этой проблемой они обратились к Вам за консультацией.
    Карточка «Светлана»
    К Вам обратилась классный руководитель 6-классницы Светланы. Педагога давно волнует образ жизни мамы ее ученицы. Мама девочки, в целом сохранная, периодически увлекается спиртным. При посещении семьи педагог стала свидетелем «веселой вечеринки» в доме Светы. Девочка считает маму своим идеалом.
    4. Упр. «Утраченные возможности»
    Участникам предлагается сесть на стул со связанными ногами или с завязанными глазами. Попробуйте встать, договоритесь с соседом о том, чтобы поменяться метами. Какие чувства испытываете? Почему?
    (участники говорят о некомфортности, желании устранить ограничения).
    5. Мини-лекция «Понятие депривации и ее виды»
    Депривация — психическое состояние, возникающее в условиях продолжительного лишения или существенного ограничения возможностей удовлетворения жизненно важных потребностей человека.
    Виды депривации:
    Двигательная
    Сенсорная
    Социальная
    Материнская
    Это основные виды депривации, но на самом деле их намного больше. Наверное, сколько существует подавленных и неудовлетворенных потребностей, столько и видов этого состояния
    Двигательная депривация является следствием резкого ограничения в движениях, вызванного либо болезнью, увечьем, либо такими специфическими условиями жизни, которые приводят к ярко выраженной хронической гиподинамии.
    Сенсорная депривация. Сенсорная депривация в психологии подразумевает лишение человека различных ощущений. Чаще всего она провоцируется искусственно для исследования способностей человека противостоять трудностям. Такие эксперименты проводятся для подготовки профессионалов в сфере авиации, разведчиков, военных специалистов и так далее.
    В большинстве случаев подобные опыты проводятся путем погружения человека на глубину в боксе или другом ограниченном устройстве. При проведении в таком состоянии продолжительного времени у человека наблюдается состояние неустойчивости психики: заторможенность, пониженное настроение, апатия, которые через короткое время заменяются раздражительностью и чрезмерной возбудимостью.
    Социальная депривация проявляется по-разному. Разновидности групп социума также подвержены этому состоянию. Существуют такие общества или социальные группы, которые сознательно лишают себя общения с окружающим миром. Но это не так страшно, как полная социальная депривация у одной личности. Все члены молодежных организаций, сект и национальных меньшинств, которые отделили себя от общества, по крайней мере общаются между собой. У таких людей нет необратимых последствий для их психики, причиненных социальной депривацией. Чего не скажешь о заключенных долгое время в одиночной камере или людях, испытавших психотические расстройства. Находясь долгое время наедине с самим собой, человек постепенно утрачивает социальные навыки общения и интерес к другим людям. Существуют также случаи, когда человек переставал разговаривать, так как забыл звук своего голоса и значение слов.
    Материнская депривация имеет самые тяжелые последствия для ребенка. Данное состояние пагубно влияет на развитие когнитивных процессов головного мозга ребенка. Он растет лишенным чувства уверенности в любви, поддержки и признания. Такой ребенок гораздо реже улыбается и проявляет эмоции, чем его сверстники. Развитие его замедляется, и формируется неудовлетворенность жизнью и собой. Для предотвращения такого состояния психологи определили, что ребенку необходимо, чтобы его обнимали, целовали, гладили и поддерживали (похлопывая по плечу или руке) минимум 8 раз в день.
    Такое явления, как депривация, в психологии развития изучается достаточно тщательно, так как последствия такого состояния для незрелой личности могут быть пагубными. Когда взрослый человек испытывает это ощущение, ему дискомфортно, плохо и одиноко. У ребенка оно вызывает эмоции, гораздо интенсивнее перечисленных. Ярко выраженным примером материнской депривации является госпитализм. Это состояние одиночества ребенка по причине его разлуки с матерью. Особенно сильно данный синдром стали замечать после войны в 50-е годы, когда было много сирот. Даже при хорошем уходе и правильном кормлении у детей значительно позже наблюдался комплекс оживления, они поздно начинали ходить, говорить, у них было гораздо больше проблем с развитием физическим и психическим, чем у тех, которые воспитывались в семьях. После такого явления специалисты отметили, что депривация в психологии детей влечет большие изменения психики. Поэтому стали разрабатываться методы ее преодоления.
    6. Упр. «Мои ценности»
    Заполнение бланка.
    Мои ценности
    Люди
    Группы людей
    Убеждения/ религия
    Места
    Дела
    Удовольствия
    Желания
    Прошлое
    Объяснить, что заполняется важная для участников информация.
    Затем вычеркивается один из пунктов по выбору.
    Участникам предлагается представить, что кто-то могущественный вошел в их жизнь и решил, то они должны еще чего-то лишиться в жизни. Обсудить чувства.
    Вывод: именно это по сути, происходит с ребенком, которого отрывают от кровной семьи. Он лишается идентичности. Идентичность (тождественный, одинаковый) – осознание личностью своей принадлежности к той или иной социально-личностной позиции, поддержание собственной цельности и субъектности во внешнем мире.
    Близкое к понятию «идентичность» является понятие «привязанность».
    Привязанность – поиск и установление эмоциональной близости с другим человеком. Первичная привязанность младенца к матери. При адекватном формировании привязанности к матери ребенок может осуществлять активную исследовательскую деятельность в незнакомой обстановке и не реагировать паникой при приближении незнакомого человека, обращаясь к матери как надежной защите. При невозможности установления привязанности могут развиваться реакции пассивности и возникать психические нарушения (госпитализм).
    Наглядным примером установления привязанности может служить упражнение «Паутинка».
    7. Анализ ранжирования карточек.
    Карточка «Максим» — депривация, самая сложная ситуация.
    Карточка «Светлана» — работа с идентичностью и привязанностью, пренебрежение нуждами.
    Карточка «Оля» — эмоциональное насилие.
    8. Упр. «Зонт».
    Участники встают под большой зонт. Заранее выбранный водящий выходит за дверь, ему дается установка: «Сейчас люди под зонтом будут приглашать тебя к себе. Они плохие, злые. Приложи все усилия, чтобы не попасть к ним.»
    Группа получает следующую установку: «Сейчас к вам придет ребенок, переживший сложную жизненную ситуацию. Постарайтесь пригласить его к вам в семью, где царит дружба, доверие, где ему будет обеспечена защита»
    Вывод: часто «трудное» поведение ребенка остается не понятым. Для выстраивания верной стратегии поведения родителя необходимо тщательно проанализировать причину такого поведения или реакции. В процессе воспитания нужно проявлять терпение, заботу, выдержку, эмпатию.
    9. Итог.
    Участники кратко рассказывают о том, что для них было самым главным на тренинге.
    Вывод: за поведение ребенка всегда ответственны взрослые.

    #7176 Ответить
    max
    Гость

    <u>Econ</u>

    #7177 Ответить
    max
    Гость

    <u>221.4</u>

    #7178 Ответить
    max
    Гость

    <u>PERF</u>

    #7179 Ответить
    max
    Гость

    <u>PERF</u>

    #7180 Ответить
    max
    Гость

    <u>одно</u>

    #7181 Ответить
    max
    Гость

    <u>Гуль</u>

    #7182 Ответить
    max
    Гость

    <u>Radi</u>

    #7183 Ответить
    max
    Гость

    <u>Rein</u>

    #7184 Ответить
    max
    Гость

    <u>Срез</u>

    #7185 Ответить
    max
    Гость

    <u>Росс</u>

    #7186 Ответить
    max
    Гость

    <u>проу</u>

    #7187 Ответить
    max
    Гость

    <u>Wind</u>

    #7188 Ответить
    max
    Гость

    <u>Chri</u>

    #7189 Ответить
    max
    Гость

    <u>Росс</u>

Просмотр 15 сообщений - с 1 по 15 (из 330 всего)
Ответ в теме: Тренинг :» Жестокого обращения в семье».
Ваша информация:




Comments are Closed