Тренинг :» Жестокого обращения в семье».
- Эта тема пуста.
-
АвторСообщения
-
Оксана БабинаГость
Цель: повышение педагогической компетентности родителей.
Задачи: уточнить представления об уровнях жестокого обращения и их последствиях в развитии ребенка;
формировать умение анализировать поведение ребенка в зависимости от опыта травмирующего общения в семье;
понимать возможные реакции ребенка на потери, пережитые в прошлом.
1. Знакомство. Упр. «Паутинка»
Участники встают в круг. Ведущий держит клубок ниток, называет свое имя, бросает клубок любому участнику. Затем клубок бросает тот, кто его получил, и т.д. Ведущий: «Посмотрите на эти нити, которые только что нас связали. Обычно мы их не видим, но они существуют. Пусть и в жизни нас всегда связывают нити теплых, добрых слов и чувств.»
2. Мини-лекция «Уровни жестокого обращения»
I. Пренебрежение нуждами ребенка (моральная жестокость) – отсутствие со стороны родителей или лиц, их заменяющих, элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию.
Что может служить причиной неудовлетворения основных потребностей ребенка?
— отсутствие адекватного возрасту и потребностям ребенка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи, включая отказ от его лечения;
— отсутствие должного внимания или заботы, в результате чего ребенок может стать жертвой несчастного случая;
— нанесение повреждений, вовлечение в употребление алкоголя, наркотиков, а также в совершение правонарушений.
Недостаток заботы о ребенке может быть и непредумышленным. Он может быть следствием болезни, бедности, неопытности родителей или их невежества, следствием стихийных бедствий и социальных потрясений.
Заброшенными могут оказаться дети, проживающие не только в семье, но и находящиеся на государственном попечении.Особенности психического состояния и поведения ребенка, позволяющие заподозрить пренебрежительное отношение к нему:
-постоянный голод и/или жажда;
-кража пищи;
— стремление любыми способами привлечь к себе внимание взрослых;
-требование ласки и внимания;
-пассивность, подавленное настроение;
-агрессивность и импульсивность;
-деликвентное (антиобщественное) поведение, вплоть до вандализма;
-неумение общаться с людьми, дружить;
-трудности в обучении, низкая успеваемость, недостаток знаний;
-низкая самооценка.
II. Психическое (эмоциональное) насилие – периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие родителей и других взрослых на ребенка, приводящее к формированию у него патологических черт характера или тормозящее развитие личности.
К этой форме насилия относятся:
-открытое неприятие и постоянная критика ребенка;
-оскорбление и унижение его достоинства;
— угрозы в адрес ребенка, проявляющиеся в словесной форме без физического насилия;
-преднамеренная физическая или социальная изоляция ребенка;
— предъявление к нему чрезмерных требований, не соответствующих возрасту или возможностям;
-ложь и невыполнение взрослыми обещаний;
— однократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму.Особенности поведения ребенка, позволяющие заподозрить психическое насилие:
-беспокойство или тревожность;
-нарушение сна;
-длительно сохраняющееся подавленное состояние;
-агрессивность;
-склонность к уединению;
-чрезмерная уступчивость, заискивающе, угодливое поведение;
-угрозы или попытки самоубийства;
-неумение общаться, налаживать отношения с другими людьми, включая сверстников;
-плохая успеваемость;
-низкая самооценка;
-нарушение аппетита.
Особенности поведения взрослых, позволяющие заподозрить психическое насилие над детьми:
-нежелание утешить ребенка, который, действительно, в этом нуждается;
-оскорбление, брань, обвинение или публичное оскорбление ребенка;
-постоянное сверхкритичное отношение к нему;
-негативная характеристика ребенка;
-отождествление ребенка с ненавистным или нелюбимым родственником;
-перекладывание на него ответственности за свои неудачи;
-открытое признание в нелюбви или ненависти к ребенку.
III. Физическое насилие – преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку родителями или лицами, их заменяющими, либо ответственными за их воспитание. Эти повреждения могут привести к смерти, вызвать серьезные (требующие медицинской помощи) нарушения физического, психического здоровья или отставание в развитии. Физическое насилие можно распознать по особенностям внешнего вида и характеру травм.
Особенности поведения родителей, позволяющие заподозрить жестокость по отношению к ребенку:
-противоречивые, путаные объяснения причин травм у ребенка и нежелание внести ясность в происшедшее;
-позднее обращение за медицинской помощью или инициатива обращения за помощью исходит от постороннего лица;
-обвинение в травмах самого ребенка;
— неадекватность реакций родителей на тяжесть повреждения, стремление к её преувеличению или преуменьшению;
-отсутствие обеспокоенности за судьбу ребенка;
-невнимание, отсутствие ласки и эмоциональной поддержки в обращении с ребенком;
— обеспокоенность собственными проблемами, не относящимися к здоровью ребенка;
-рассказы о том, как их наказывали в детстве;
-признаки психических расстройств в поведении или проявлении патологических черт характера (агрессивность, возбуждение, неадекватность и др.).
IV. Сексуальное насилие или развращение – вовлечение ребенка с его согласия или без такового, осознаваемое или неосознаваемое им в силу функциональной незрелости или других причин в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды. Таким образом, развращением считается не только собственно половой акт, но и широкий спектр других сексуальных действий.
-сексуальная эксплуатация ребенка для порнографических целей или вовлечение в проституцию;
— несоответствующие возрасту ребенка домогательства, демонстрация эротических материалов.
Под сексуальным насилием подразумеваются случаи сексуальных действий между подростками, если они совершались с применением угрозы или физической силы, а также в том случае, если разница в возрасте насильника и жертвы составляет не менее 3-4лет.
Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку ребенок:
а) не обладает свободой воли, находясь в зависимости от взрослого;
б)не может в полной мере предвидеть все негативные для себя последствия сексуальных действий.
Последствия:
Дети дошкольного возраста:
-ночные кошмары;
-страхи;
регрессивное поведение (появление действий или поступков, характерных для младшего возраста);
-несвойственные характеру сексуальные игры с самим собой, сверстниками или игрушками;
-открытая мастурбация;
-несвойственные возрасту знания о сексуальном поведении;
-беспричинные нервно-психические расстройства.
Дети младшего дошкольного возраста:
-низкая успеваемость;
-замкнутость, стремление к уединению;
-изменение ролевого поведения (берет на себя функции родителя);
-ухудшение взаимоотношений со сверстниками;
-несвойственное возрасту сексуально окрашенное поведение;
-стремление полностью закрыть тело одеждой, даже если в этом нет необходимости.
Дети старшего школьного возраста, подростки:
-депрессия;
-побеги из дома или учреждений;
-низкая самооценка;
-угрозы или попытки самоубийства;
-сексуализированное поведение;
-употребление наркотиков или алкоголя;
-проституция или беспорядочные половые связи;
-жалобы на боли в животе.Факторы риска (обстоятельства, ситуации), способствующие жестокому обращению с детьми в семьях:
— неполная или многодетная семья, а также та, в которой постоянно возникают конфликты между родителями;
-наличие в семье больного алкоголизмом или наркоманией;
-социальная изоляция семьи, специфические культурные или религиозные факторы;
— стрессы, ставшие следствием безработицы, финансовых трудностей, смерти или потери близкого человека, супружеских конфликтов, чрезмерной занятости взрослых;
— использование физического и психического насилия в качестве наказания;
— юные родители (17 лет и моложе) с неадекватными родительскими навыками;
— низкий уровень образования и недостаточный профессионализм родителей;
— статус беженцев в результате межнациональных конфликтов;
-психические заболевания (психоз, депрессия, умственная отсталость);
-критические состояния (попытки суицида, нервные потрясения и др.);
-недостаточный самоконтроль или импульсивность;
-наличие в прошлом в семьях случаев жестокого обращения с детьми (родители в детстве сами подвергались жесткому обращению);
-нежеланный ребенок;
-наличие у ребенка физических и умственных недостатков;
-низкая масса тела при рождении, недоношенность;
-сходство с нелюбимым родственником;
-нарушения в поведении ребенка, включая гиперактивность.
Любой вид жестокого обращения с детьми (а чаще всего отмечается сочетание нескольких форм насилия) нарушает физическое и психическое здоровье ребенка, мешает его полноценному развитию. Как правило, причиной таких нарушений и отклонений служит насилие, переживаемое или пережитое много лет назад. Его последствия побуждают родителей или самих детей, ставших уже взрослыми, обращаться за помощью к специалистам.
Однако сексуальное насилие и психическое (эмоциональнее) распознаются чрезвычайно трудно. Необходимо учитывать, что признаки, характерные для различных форм жестокого обращения с детьми, могут встречаться и при других состояниях или психических расстройствах. Поэтому при оценке каждого конкретного случая насилия над детьми следует рассматривать весь комплекс клинических симптомов, психических особенностей, социальных условий и обстоятельств, связанных с жестоким обращением.Каковы же общественные потери насилия над детьми? Это, прежде всего потери человеческих жизней вследствие нарушения их психического и физического здоровья, низкого образовательного и профессионального уровня, криминального поведения. Это потери в их лице родителей, способных воспитать здоровых в физическом и нравственном отношении детей. Наконец, это воспроизводство жестокости в обществе, поскольку бывшие жертвы сами часто cтановятся насильниками.3. Упр. «Ранжирование карточек»
Участникам предлагается прочитать ситуации и расположить их в порядке возрастания сложности.
Карточка «Оля»
К Вам обратилась мама 11-летней Оли с жалобами на поведение дочери. По ее словам, девочка стала «отбиваться от рук», грубит, отказывается помогать, «съехала в учебе». В поисках причины Вы узнаете, что в семье авторитарный папа, имеющий «сложный характер». Со слов мамы, он довольно часто позволяет себе резкие высказывания в адрес дочери.
Карточка «Максим»
10-летний Максим уже год проживает в приемной семье. Наконец-то мальчишке повезло – его взяла под опеку благополучная и доброжелательная семейная пара. Но мальчик уже много повидал в жизни: сначала лишился родителей, т.к. они стали алкоголиками, затем немного жил у старенькой бабушки. Приемные родители обеспокоены строптивостью и несговорчивостью Максима. С этой проблемой они обратились к Вам за консультацией.
Карточка «Светлана»
К Вам обратилась классный руководитель 6-классницы Светланы. Педагога давно волнует образ жизни мамы ее ученицы. Мама девочки, в целом сохранная, периодически увлекается спиртным. При посещении семьи педагог стала свидетелем «веселой вечеринки» в доме Светы. Девочка считает маму своим идеалом.
4. Упр. «Утраченные возможности»
Участникам предлагается сесть на стул со связанными ногами или с завязанными глазами. Попробуйте встать, договоритесь с соседом о том, чтобы поменяться метами. Какие чувства испытываете? Почему?
(участники говорят о некомфортности, желании устранить ограничения).
5. Мини-лекция «Понятие депривации и ее виды»
Депривация — психическое состояние, возникающее в условиях продолжительного лишения или существенного ограничения возможностей удовлетворения жизненно важных потребностей человека.
Виды депривации:
Двигательная
Сенсорная
Социальная
Материнская
Это основные виды депривации, но на самом деле их намного больше. Наверное, сколько существует подавленных и неудовлетворенных потребностей, столько и видов этого состояния
Двигательная депривация является следствием резкого ограничения в движениях, вызванного либо болезнью, увечьем, либо такими специфическими условиями жизни, которые приводят к ярко выраженной хронической гиподинамии.
Сенсорная депривация. Сенсорная депривация в психологии подразумевает лишение человека различных ощущений. Чаще всего она провоцируется искусственно для исследования способностей человека противостоять трудностям. Такие эксперименты проводятся для подготовки профессионалов в сфере авиации, разведчиков, военных специалистов и так далее.
В большинстве случаев подобные опыты проводятся путем погружения человека на глубину в боксе или другом ограниченном устройстве. При проведении в таком состоянии продолжительного времени у человека наблюдается состояние неустойчивости психики: заторможенность, пониженное настроение, апатия, которые через короткое время заменяются раздражительностью и чрезмерной возбудимостью.
Социальная депривация проявляется по-разному. Разновидности групп социума также подвержены этому состоянию. Существуют такие общества или социальные группы, которые сознательно лишают себя общения с окружающим миром. Но это не так страшно, как полная социальная депривация у одной личности. Все члены молодежных организаций, сект и национальных меньшинств, которые отделили себя от общества, по крайней мере общаются между собой. У таких людей нет необратимых последствий для их психики, причиненных социальной депривацией. Чего не скажешь о заключенных долгое время в одиночной камере или людях, испытавших психотические расстройства. Находясь долгое время наедине с самим собой, человек постепенно утрачивает социальные навыки общения и интерес к другим людям. Существуют также случаи, когда человек переставал разговаривать, так как забыл звук своего голоса и значение слов.
Материнская депривация имеет самые тяжелые последствия для ребенка. Данное состояние пагубно влияет на развитие когнитивных процессов головного мозга ребенка. Он растет лишенным чувства уверенности в любви, поддержки и признания. Такой ребенок гораздо реже улыбается и проявляет эмоции, чем его сверстники. Развитие его замедляется, и формируется неудовлетворенность жизнью и собой. Для предотвращения такого состояния психологи определили, что ребенку необходимо, чтобы его обнимали, целовали, гладили и поддерживали (похлопывая по плечу или руке) минимум 8 раз в день.
Такое явления, как депривация, в психологии развития изучается достаточно тщательно, так как последствия такого состояния для незрелой личности могут быть пагубными. Когда взрослый человек испытывает это ощущение, ему дискомфортно, плохо и одиноко. У ребенка оно вызывает эмоции, гораздо интенсивнее перечисленных. Ярко выраженным примером материнской депривации является госпитализм. Это состояние одиночества ребенка по причине его разлуки с матерью. Особенно сильно данный синдром стали замечать после войны в 50-е годы, когда было много сирот. Даже при хорошем уходе и правильном кормлении у детей значительно позже наблюдался комплекс оживления, они поздно начинали ходить, говорить, у них было гораздо больше проблем с развитием физическим и психическим, чем у тех, которые воспитывались в семьях. После такого явления специалисты отметили, что депривация в психологии детей влечет большие изменения психики. Поэтому стали разрабатываться методы ее преодоления.
6. Упр. «Мои ценности»
Заполнение бланка.
Мои ценности
Люди
Группы людей
Убеждения/ религия
Места
Дела
Удовольствия
Желания
Прошлое
Объяснить, что заполняется важная для участников информация.
Затем вычеркивается один из пунктов по выбору.
Участникам предлагается представить, что кто-то могущественный вошел в их жизнь и решил, то они должны еще чего-то лишиться в жизни. Обсудить чувства.
Вывод: именно это по сути, происходит с ребенком, которого отрывают от кровной семьи. Он лишается идентичности. Идентичность (тождественный, одинаковый) – осознание личностью своей принадлежности к той или иной социально-личностной позиции, поддержание собственной цельности и субъектности во внешнем мире.
Близкое к понятию «идентичность» является понятие «привязанность».
Привязанность – поиск и установление эмоциональной близости с другим человеком. Первичная привязанность младенца к матери. При адекватном формировании привязанности к матери ребенок может осуществлять активную исследовательскую деятельность в незнакомой обстановке и не реагировать паникой при приближении незнакомого человека, обращаясь к матери как надежной защите. При невозможности установления привязанности могут развиваться реакции пассивности и возникать психические нарушения (госпитализм).
Наглядным примером установления привязанности может служить упражнение «Паутинка».
7. Анализ ранжирования карточек.
Карточка «Максим» — депривация, самая сложная ситуация.
Карточка «Светлана» — работа с идентичностью и привязанностью, пренебрежение нуждами.
Карточка «Оля» — эмоциональное насилие.
8. Упр. «Зонт».
Участники встают под большой зонт. Заранее выбранный водящий выходит за дверь, ему дается установка: «Сейчас люди под зонтом будут приглашать тебя к себе. Они плохие, злые. Приложи все усилия, чтобы не попасть к ним.»
Группа получает следующую установку: «Сейчас к вам придет ребенок, переживший сложную жизненную ситуацию. Постарайтесь пригласить его к вам в семью, где царит дружба, доверие, где ему будет обеспечена защита»
Вывод: часто «трудное» поведение ребенка остается не понятым. Для выстраивания верной стратегии поведения родителя необходимо тщательно проанализировать причину такого поведения или реакции. В процессе воспитания нужно проявлять терпение, заботу, выдержку, эмпатию.
9. Итог.
Участники кратко рассказывают о том, что для них было самым главным на тренинге.
Вывод: за поведение ребенка всегда ответственны взрослые.maxГость<u>Econ</u>
maxГость<u>221.4</u>
maxГость<u>PERF</u>
maxГость<u>PERF</u>
maxГость<u>одно</u>
maxГость<u>Гуль</u>
maxГость<u>Radi</u>
maxГость<u>Rein</u>
maxГость<u>Срез</u>
maxГость<u>Росс</u>
maxГость<u>проу</u>
maxГость<u>Wind</u>
maxГость<u>Chri</u>
maxГость<u>Росс</u>
-
АвторСообщения
Comments are Closed